Софья Молчалина (mondstrahl) wrote,
Софья Молчалина
mondstrahl

"Филоктет" театрального центра им. В.Э. Мейерхольда

Честно говоря, последние года три виденные мою спектакли неуклонно подталкивали меня к заключению: "Театр изжил себя как вид искусства и почти что умер". Ведь даже спектакли, в которых играют лучшие питерские актеры, смотреть зачастую практически невозможно. Вспомним хотя бы "Двенадцатую ночь" в БДТ: стоят ли 20 почт и что гениальных минут игры Фрейндлих трех часов просмотра ужасно нудного и скучного действа? А чем заслужил легендарный А. Володин такую постановку своей пьесы, как "Пять вечеров" в Молодежке? Перечислять можно долго, не буду этого делать.

А вчера я, наступив на горло своей лени, поехала в соседний город Людвигсхафен смотреть софоклова "Филоктета", за что особенное спасибо дивному Ивану Волкову (ivan_agurov), сделавшему нам приглашения. Тамошний городской театр нагоняет тоску неизбывую: бетонные лысые стены, как в бункере, "дневное" освещение, тишина мертвая... За кулисами и фойе народу почти никого. Собрались зрители: немцы, приглашенные и дикие местные русские.
Последние насмешили неимоверно. Две дамы пробираюся на малую сцену, которая, как водится, является отгороженной частью большой. Одна, со вздохом: "Народу мало пришло, вот они и играют на малой сцене. Жаль, что народу так мало..."
Начинают спектакль без звонков, так что зрители продолжали приходить и уже во время  спектакля.

А  дальше... Дальше началось что-то неимоверное. Сложно себе представить, что в наши дни кто-то способен передать самый дух древнегреческой трагедии. А именно и произошло. Несмотря на то, что постановка идет всего час, а актеры одеты в соверменные костюмы - тактические обвязки, защитные штаны с накладными карманами, это был час квинтэссенции трагического, извлеченного из пьесы Софокла. На такое восприятие происходящего работало все: барабанный бой, втягивающий зрителя в действие, не позволяющий ему опомнится и взглянуть на происходящее остраненно; удивительная пластика, напоминающая изображения на греческих вазах; внимание, уделенное постановщиками, голосам актеров - у каждого свой тембр, а все вместе они создают мощную полифонию, то рокочущую, то визжащую. Транскультурность спектакля также удивляет. Это и смешение трех языков, на которых ведется повествование, и распятый на гиганском геракловом луке Филоктет, поднимаемый в конце на корабль как знамя, и костюмы, контрастирующие с гримом, полобным ужасающим маскам древних трагиков. Вкупе создается ощущение чего-то поистине грандиозного во внутреннем, духовном плане. В том числе это и результат необыкновенной гармоничности формы, длительности, содержания, сценографии, пластики. Пропорции выверены, кажется, до миллиметра/секунды/ноты.

Ушла я из зала потрясенная и с уверенностью, что "где-то там" театр еще жив. Надо ехать в Москву. Смотреть. И спасибо всем создателям "Филоктета". Большое спасибо.

Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments